Рекомендации для родителей в повседневной жизни
1. Экскурсии и наблюдения – основа для игр с математическим содержанием.
Для формирования реальных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получают во время экскурсий и наблюдений. Такие экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок.
Таким образом, математическое развитие детей в процессе экскурсий и наблюдений ведёт к формированию у них устойчивых математических представлений, которые служат основой для овладения математическими действиями.
2. Использование художественной литературы в играх с математическим содержанием.
У С. Маршака есть целый цикл стихов, посвященным временам года. Он называется «Круглый год». «Машенька» (А. Барто), «Пастушок» (Г. Демченко), «Зазвонил будильник» (Г. Ладонщиков), «Часы» (Сапгир), «Все спят» (С. Капутикян), «Птичка» (К. Ушинский), «Новая столовая» (З. Александрова) и другие.
Пространственные, количественные и величинные свойства и отношения достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». На материале сказки формируются количественные представления один, много, два, три персонажа и т.д. применение приёма подсчёта количества персонажей сказки, соотненсение их с различными знаками (цветные символы, палочки Кюинзера, геометрические фигуры, цифры, куклы для пальчикового театра и т.п.) возможно и в процессе дидактических и театрализованных игр.
Примеры игровых занятий с использованием литературного материала
· «Пускаем кораблики в озеро»
· «Числовая лесенка»
3. Игры и упражнения с пальчиками.
«Пальцевый счёт» является наиболее ранним счётом в развитии человека. В связи с этим на начальном этапе формирование представлений о количестве рекомендуется использовать игры с пальчиками, пробуждающие у детей интерес к действиям, имеющим математическое содержание. Эти действия сопровождаются проговариванием потешек, стихотворений, прозаических текстов, которые отражают содержание действий.
При формирование количественных и временных представлений детей хороший результат дают игры на соотнесение пальцев с днями неделями.
Примеры игр с пальчиками
· «Сколько тебе лет?»
· «Следы на песке»
· «Прятки»
- Считалочки
4. Игры с природным материалом
Игры с природным материалом (водой, снегом, песком, плодами и т.д.) включаются в общий комплекс образовательной работы с детьми, в том числе и математической. Среди множества игр и упражнений с природным материалом выделяются игры с водой и песком, требующих системных знаний, которые ребёнок получает в процессе формирования математических представлений.
Включение в игры с песком мелких игрушек и природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т.п.) расширяет возможности математического развития детей.
Кроме игр с песком, в процессе формирования математических представлений детей можно активно использовать игры с различными сыпучими веществами, например со всевозможной крупой, применяя при этом разные ёмкости (баночки, сосуды, миски и т.п.).
Для математического развития детей дошкольного возраста большое значение имеют игры-упражнения с водой.
Примеры игр с песком (крупой) и водой
· Следы на песке
· Рисуем цифры
· Рисуем геометрические фигуры
· Считаем предметы
· Ищем геометрические фигуры и пространственные тела
· «Печём куличики»
· Много – мало – пусто
· Количество: одинаковое или разное?
· Цифры – рыбки (цифры из пластика)
· Угадай цифру, плавающую «на животе»
· Цифры и игрушки
· «Уточки в озере»
· «Водяная мельница»
· «Сколько ведёрок с водой»
· «Стаканы и вода»
Игры с бытовыми предметами
В настоящее время промышленность выпускает разнообразные бельевые прищепки, различающиеся величиной, материалом, цветом. И все они могут быть использованы для развивающих игр с математическим содержанием.
Примеры игр и игровых упражнений с бельевыми прищепками
· «Развиваем мелкую моторику»
· «Учимся определять цвет»
· «Развиваем счётные навыки»
· «Прищепки и цифры»
· «Слышим – прикрепляем»
· «Делаем игрушки»
· «Составляем картинку»
· «Развесь платочки на верёвке»
5. Игры и упражнения с сенсорными предэталонами и эталонами
Дети учатся выделять, узнавать, сравнивать, объединять предметы в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу разнообразные действия.
Формированию умственных действий способствуют игры с логическими блоками. Логические блоки используются для формирования у детей понятия о классификации по форме, величине, цвету, в упражнениях на тактильное выделение формы предметов и соотнесение их по величине.
Помимо занятий с логическими блоками дети выполняют следующие упражнения: конструирование (из фигур блоков), выкладывание ряда по цвету, ритмическое чередование фигур и т.п.
Варианты игровых упражнений с плоскостным конструктором
· «Разложи фигуры»
· «Разложи фигуры по цвету»
· «Разложи фигуры по величине»
· «Чем похожи и чем различаются фигуры?»
· «Найди одинаковые по форме фигуры и сравни их количество»
· «Классификация фигур по цвету или форме
· «Чего не стало Что изменилось?»
· «Круглый коврик»
· «Дорожка для куклы»
· «Ёлка»
6. Игры и упражнения с использованием полифункционального оборудования
Современная пространственно-развивающая среда – это, прежде всего среда, насыщенная полифункциональным интерактивным оборудованием и материалами.
· Игровой модуль «Часики»
· Игровой модуль «Дидактическая черепаха»